Как министр инфраструктуры Омелян попытался нанести государству ущерб в размере 72 млн. долл. и заодно попиариться на инвестициях.
На Украинском инфраструктурном форуме в Киеве, который проходил месяц назад, министр инфраструктуры Омелян пожаловался журналистам: ему не удалось «привлечь инвестиции» в Одесский морской порт. Но ничего – на очереди порт Южный. «Я надеюсь, что с портом «Южный» такая история не повторится, потому что это будет просто позор», – заявил Омелян.
«Позор» – это еще мягко сказано. Как выяснил наш корреспондент, по факту попытки распродать по дешевке флот буксиров Одесского морпорта – а именно это скрывалось под вывеской «привлечения инвестора» – полиция открыла уголовное производство, о чем депутатов Верховной Рады проинформировал и.о. главы Нацполиции Вадим Троян.
Так что же случилось в Одесском морпорту на самом деле?
А вот что: в 2016 году, и об этом тоже Омелян рассказал на инфраструктурном форуме, крупный международный инвестор – DP World из Арабских Эмиратов – высказал намерение инвестировать в Одесский морпорт крупную сумму – 50 млн. долл. Конечно, всякая инвестиция сейчас радость для украинских чиновников – вопрос ведь для страны стратегический. Но как часто бывает в практике мирового бизнеса, «высказать намерение» и реально вложить деньги – это две большие разницы. Вот и получилось, что вскоре P&OMaritime – дочерняя компания DP World, которая управляет ее флотом, сделала Мининфраструктуры куда более конкретное предложение – купить у госпредприятия Одесский морпорт 12 буксиров на общую сумму – 50 млн. долл. в рассрочку на 10 лет.
Тут стоит сделать уточнение. На языке бизнеса покупка буксиров – это конечно тоже инвестиция, то есть размещение капитала с целью получения прибыли. Но это вовсе не та инвестиция, которая необходима государству. Буксиры – прибыльный актив Одесского морпорта. «Они старые, они постоянно требуют ремонта», – писала «группа поддержки» Омеляна в СМИ. Но по данным порта, буксиры в 2016 году принесли 370,5 млн. грн (13,7 млн. долл.) Получается, буксиры за 4 года могут заработать те самые 50 млн. долл., которые Омеляну арабская компания пообещала выплачивать в течение 10 лет. И конечно буксиры представляют интересы для, так сказать, «инвестора» – ведь это по сути шальные деньги. Вопрос в том, какая от этой сделки выгода государству или лично министру инфраструктуры?
Правда, сделка не состоялась: во-первых, категорически против высказалось руководство Одесского морпорта. Его конечно никто слушать по началу и не собирался. Но, во-вторых, вмешались народные депутаты, в частности, фракция Радикальной партии и конкретно – депутат этой фракции Денис Силантьев. В-третьих, полиция начала уголовное производство по признакам преступления по статье 192 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Производство это продолжается и сейчас. «Дело пытались закрыть, но прокуратура не дала – дело остается в производстве», – говорит нам председатель общественной организации «Антикоррупционный морской контроль Украины» Алексей Мусатов.
…Пока скандал набирает обороты, Омелян продолжает делать вид, что ничего страшного не случилось: «Мы могли иметь инвестиции $50 млн, мы могли иметь практику крупнейшей компании — портового оператора, но мы этого не захотели», – сокрушается он на том же Украинском инфраструктурном форуме в Киеве, забывая уточнить, что речь на самом деле идет о 5 млн. в год против 13,7 млн., которые и так приносят буксиры. Арифметика слишком простая даже для некомпетентного в сфере транспорта человека. Но прокуратура и полиция, судя по уголовному производству, считают, что дело, наверное, не в некомпетентности – а в личном интересе.
Другому чиновнику скандал с буксирами мог бы стоить карьеры. Но к министру инфраструктуры Омеляну в кругах представителей СМИ прилепилось прозвище «тефлоновый». Коррупционные скандалы не прилипают к нему, говорят журналисты. Здесь нет ничего странного – сам министр через цепочку посредников выступает одним из крупнейших спонсоров украинских медиа, тратя большие деньги на собственный пиар. «Только на кампанию против Укрзализныци в начале года он потратил 130 тыс. долл.» – конфиденциально объясняют ситуацию в крупнейшем украинском медиахолдинге. В обмен, медиа не спешат его критиковать – как никак, крупнейший заказчик. В итоге получается парадоксальная ситуация: «Министр инфраструктуры дарит дубайской компании DP World буксиры Одесского морского торгового порта, обеспечивая при этом ущерб государству в размере около 72 миллионов долларов и не забывает на этом активно попиариться», – говорит Денис Силантьев.
Автор материала: Кирилл Онопенко