Работники ЧАО "Украинское Дунайское пароходство" протестуют возле главного офиса пароходства |
Народный депутат Украины Анатолий Урбанский рассказал, с чем связаны протесты работников ЧАО "Украинское Дунайское пароходство", о том, какое влияние происходящие в Измаиле события окажут на развитие города, и о том, что по этому поводу ему ответил министр инфраструктуры в заде Верховной рады.
Анатолий Игоревич, сегодня в Верховной Раде у вас состоялся
короткий диалог с министром инфраструктуры. Вы спрашивали о передаче
украинского флота венгерской компании, но ответ министра был не совсем
понятен.
- Дело в том, что нардепу дается всего одна минута чтобы задать вопрос
членам правительства. Действительно, я спрашивал премьер-министра о
законности передачи флота Украинского дунайского пароходства иностранной
компании. Но я не успел спросить самое главное - что ожидает
сотрудников Дунайского пароходства, есть ли гарантия что они не потеряют
работу? На мой вопрос дал ответ министр инфраструктуры. Его
короткий ответ меня не только не удовлетворил, но и удивил. Он
подтвердил, что флот передается иностранной компании. Это делается якобы
для деофшоризации УДП и обеспечения прозрачности его деятельности.
Получается, что УДП, которое в Украине подчиняется министру -
непрозрачное, а частная компания в Венгрии будет прозрачной? Где тут
логика?
Видимо с этим связаны акции протеста, которые проводят работники
Украинского дунайского пароходства? Вы не могли бы рассказать об их
требованиях?
- Об этих требованиях мне известно не только в объеме тех обращений,
которые ко мне поступают как к народному депутату, но и по горячим
публикациям в соцсетях. Теперь еще и ответ министра. Возмущение
работников пароходства вызвала опубликованная служебная переписка между
руководителем предприятия и министром инфраструктуры. Руководитель УДП
просит министра дать согласие на пополнение флотом УДП уставного фонда
иностранной компании. Министр ответил, что он не возражает. Меня в этой
переписке удивило, что к министру не сама иностранная компания
обратилась, а, так сказать, «третье лицо», ведь сегодня УДП никакого
отношения к этой компании не имеет.
Работники УДП вполне обоснованно возмутились. Они утверждают, что
госимущество (флот) передается в уставный фонд частного иностранного
предприятия с нарушением законов и Устава УДП. В частности не проведена
рыночная оценка передаваемого имущества, поэтому передаваемый флот
оценен в копеечные суммы. Я, как народный депутат по этому вопросу
готовлю обращения и к Премьер-министру и в правоохранительные органы.
Нынешний руководитель УДП – по образованию юрист. Наверное, у него продумана юридическая сторона этой схемы?
- Мне известно, что он никогда не работал в морехозяйственной отрасли,
не знал там людей, не имел команды и ничем не руководил, поэтому его
назначение ровно год назад удивило (Алексей Хомяков был назначен и.о.
председателя правления ЧАО "Украинское Дунайское пароходство" 8 ноября
2019 г. – ред). Вполне возможно, его прислали в Измаил не для улучшения
работы УДП, а для совершения именно этих юридических действий. В любом
случае, пусть с попыткой передачи флота разбираются правоохранительные
органы. А я, как народный депутат, обязан отреагировать на обращения моих избирателей о нарушениях закона.
Независимо от юридической правомерности этой передачи, не кажется
ли вам, что в данном случае кто-то просто хочет забрать себе бесплатно
флот УДП?
- Из той информации, что у меня имеется, это действительно выглядит как
скрытая приватизация государственного имущества. Кстати, о том, что УДП
и порт собираются приватизировать, первым в 2019 году заявил
приближенный к руководству партии выдвиженец «Слуг народа» - мой
соперник на выборах в парламент в 2019 году. Хочу подчеркнуть, что
передача украинских стратегических активов иностранцам - это политика
«Слуг народа», вспомните о разрешении продажи земли иностранцам,
передачу иностранцам в концессию портов и т.д.
Министр – это не просто частное лицо, это член правительства, которое
назначено монокоалицией. Поэтому в данном случае рассматривать его
действия можно как политику правящей партии.
Мэр Измаила Андрей Абрамченко представляет работникам УДП нового руководителя – Алексея Хомякова. |
Какие риски и для кого возникают в связи с передачей флота? Может, наоборот, он будет работать эффективнее?
- Объясню с позиции народного депутата, на округе которого это
происходит. Если флот будет передан предприятию-нерезиденту Украины -
это будет катастрофа для Измаила. Сотни работников УДП потеряют работу, а
бюджет города потеряет десятки миллионов гривен налогов. Кроме того, их
зарплаты - это сотни миллионов гривен, которые вращаются в экономике
города. Пострадают не только работники предприятия, но и местный бизнес,
у которого на эти сотни миллионов меньше будут покупать товары и
услуги.
Колоссальные потери для города связаны не только с зарплатой, но и со
всеми местными налогами, которые предприятие платило в городской бюджет –
коммунальный, земельный и другие.
В данной ситуации, любой ответственный мэр выступил бы на стороне
работников пароходства против решения по сути о прекращении деятельности
крупнейшего предприятия на территории его города. Он бы вместе с людьми
ходил на акции и ночевал в министерстве. Если это не мэр от «Слуг
народа». Мэр от «Слуг народа» не будет выступать против решений своей
партии, против своего Кабмина и защищать местный бизнес - он лучше
возьмет кредит, чтобы компенсировать потери городского бюджета.
Кстати, напомню, именно мэр Измаила представлял нынешнего руководителя
УДП трудовому коллективу, и уверял, что это «грамотный антикризисный
менеджер, который главный стержень своей работы видит в сохранении
социальных стандартов и стабилизации обстановки в пароходстве». Как
теперь не думать, что в вопросе передачи флота они не действуют заодно?
Хотя утверждают, что местное самоуправление никак не связано с
политикой, ваше объяснение происходящих событий говорит об обратном.
- Жители Измаила, которые отдавали свои голоса за «Слуг народа», должны
были бы вначале поинтересоваться о планах этой партии относительно
нашего города. Полтора месяца назад, как раз когда проводились местные
выборы, министр инфраструктуры заявил, что Измаильский порт будет в
кратчайший срок передан в концессию.
Я просто уверен, что передадут его компании с иностранной юрисдикцией,
возможно офшорной - как это было в случае с крупнейшим портом Украины
"Ольвия". Уже начата разработка ТЭО. Судя по всему, наш мэр способствует
и этому, скорее всего невыгодному для города и трудового коллектива
решения, подчиняясь политике своей партии. Во всяком случае, он его
никак не прокомментировал, хотя любая концессия связана с эксплуатацией
дорожно-транспортной инфраструктуры города. На мой взгляд, ответственный
мэр должен бороться, чтобы не допустить передачу порта. Потому что если
сегодня на его деятельность можно влиять, например, в защите прав
трудового коллектива, то после передачи порта в какой-то офшор, город и
государство потеряют все рычаги влияния на него.
Руководитель УДП пообещал, что в случае передачи флота, иностранной
компании, она получит кредит 200 млн євро. Возможно его юридические
знания поспособствуют получению этого кредита?
- Не могу ничего сказать по этому вопросу, пока не увижу бизнес-план
под этот кредит и согласие банка-кредитора. Вообще, кредит не является
каким-то благом, это просто одалживание чужих денег, которые надо будет
отдать с процентами. Кроме того, брать кредиты во время экономического
кризиса, да еще и в малоокупаемой сфере речных перевозок – слишком
рискованно. Кстати, в Украине кредиты иногда берут, чтобы загнать
государственное предприятие в долги, сделать банкротом – и этим
обосновать необходимость его приватизации. Но это так, к слову.